Приполярный Урал. Народа и Манарага
А был ли на вершине Манараги хоть один
человечек в возрасте 10 лет, кроме
нашего отважного Чик-чирика? Сомневаюсь!
В этот раз мы взяли с собой и чай и
печенье и конфеты и даже гречку с
тушенкой. Так то куда веселее. Только
обедать не стали, сыро и ветрено -
стоять холодновато. Ограничились чаем и
решили дойти до палатки.
"Видали мы горы и повыше!!!"
"Видали мы горы и пошире!"
И задумался я - да что же это за дети
такие, куда их в следующем году то вести
прикажете?
Что то Королева сегодня не в духе, вишь
как дымит!
Пока высоко и открыт юг, можно вдоволь
поговорить с мамой, бабушкой,
попугайчиком...
Последний привал перед уходом в долину.
Эге-гей, Манарага, мы были на твоей
вершине!!!
Спали мы опять долго! Но пора и в
обратный путь, тем более что мы и так
опаздываем на день. Тронулись часа в 3
пополудни. С утра погода стояла
прекрасная и много-много туристов
рванули на вершину. Но к обеду
повторилась вчерашняя история - горы
закрыло и мы даже не можем попрощаться с
царицей Манарагой.
Кстати много групп начинает отсюда сплав
по реке Манарага в Косью и далее, мы же
(поскольку пока не можем нести
плавсредство) возвращаемся на базу
Желанная.
Весь участок по долине реки Манарага
идти пришлось по дождю. Промочили
анораки, зашли в зимовье и переоделись -
стало веселее. Тропа
раскисла и местами стала очень грязной,
идти неудобно, скользко, зато мы нашли
несколько отличных красноголовиков.
А это прощальный подарок Манараги!
Обратно шли через перевал, называемый
Зиг-Заг. Довольно противный курумник
можно было обойти по самому берегу ручья
- всегда лучше сходить на разведку, чем
ломать ноги по ужасному куруму. Перевал
невысок, а наверху очень красивое озеро
с несколькими впадающими ручьями. Облака
висят прямо над перевалом.
Ну и выросла, детинушка - выше папы,
будем надеяться, что выше Манараги не
вырастет!
А это второй перевал, он называется
Тракторный, а за ним уже долина реки
Балбанья. Кстати на перевале есть
бутылка в которой лежит куча записок от
разных групп. Мы свою записку оставлять
не стали, нам категории не нужны!
Отсюда мы хотим дойти до поляны с
морошкой - до нее еще километров пять
До поляны с морошкой мы так и не дошли -
устали. На следующий день оказалось, что
не дошли всего полкилометра. Ну и ладно,
зато здесь вода совсем рядом. Пора
готовить ужин и спать. Сегодня решили
устроить праздник живота - съесть
оставшиеся конфеты и печенье.
Сладкий сон на Приполярном Урале
Я встал часов в восемь утра - погода
была жуткая! Прямо по земле ползли
облака - просвет всего метров пять,
только отошел от палатки - пошел сильный
дождь, пришлось бежать надевать куртку,
ветер, сырость, ну думаю, последний день
не повезло нам с погодой - будем
выходить по дождю... и пошел обратно
спать, куда в такую погоду торопится. Но
через два часа все изменилось! Облака
исчезли, дождь кончился, выглянуло
солнце, которое сразу начало печь как в
духовке. Я даже рискнул потирать носки,
штаны, в общем устроил генеральную
сушку. Красота!
Строительство ГЭС в верховьях ручья,
берущего начало на склонах горы с
отметкой 1446,2 м.
Топ, топ, топ, а впереди уже озеро Малое
Балбанты, за ним Большое Балбанты и
поселок Желанный. По пути мы прошли
совсем рядом с чумом оленеводов - к нам
опять прибежала собачка, визжит, просит
чего-нибудь вкусненького, а у нас вообще
ничего вкусненького нет - все вчера
съели. На привалах наелись голубики и
черники. На склоне горы увидели остатки
бульдозера, сходили к ним - да, горы
побеждают даже таких железных богатырей.
Поселок Желанный представляет собой два
десятка бараков, сколоченных из досок и
обшитых рубероидом. Когда то здесь была
организована добыча пьезокварца, она и
сейчас ведется, но очень вяло. На
склонах горы видны множество штолен,
вскрывающих кварцевые жилы.
Вот только людей в поселке - ни одного.
Только после того, как Ваня постучал по
рельсу, видимо специально подвешенному
для таких случаев, на улицу вышло
несколько человек. Мы узнали куда
приходит машина и вернулись к озеру, где
оставили рюкзаки - надо было приготовить
ужин.
Машина пришла около одиннадцати вечера.
Вместе с нами намеревались ехать еще
семь человек, а на другом берегу реки
ждало еще шестеро. Виктор привез две
группы - одна собиралась сплавляться по
Косью, вторая по Кожиму. Но воды в реке
Балбанья было мало, поэтому вторая
группа решила вернуться почти до
впадения Балбанья в Кожим. В общем в
машине на обратном пути было довольно
тесно. Мы с ребятами залезли в кабину -
здесь интересней. На базе Санавож попили
чаю и наелись печенья. Где-то в середине
пути Виктор захотел спать и отдал
управление Уралом мне, я проехал десяток
километров.
В Инту приехали в семь утра. Мне удалось
удачно сдать и взять билеты до Ухты, а в
десять мы уже были в гостинице и легли
отдыхать после бессонной
ночи.
Так, детишки, пора вставать и идти в
музей города Инты, а для начала надо
подкрепится. Пока Ваня и Рома спали я
прошелся по магазинам. Купил соку,
хлеба, сыру, колбасы, бананов, яблок - в
общем всего того, что мы обычно покупаем
в путешествиях. Горелку на подоконник и
чай через две минуты готов. Наелись
бутербродов с сыром, маслом, колбасой,
оделись и пошли в музей. Музей нам
посоветовал посетить Виктор.
Город Инта - город угольщиков. Строился
заключенными ГУЛАГа. Красивые дома,
широкие улицы, очень красивая
водонапорная башня. Особенность Инты в
том, что из нее нет асфальтовых дорог
никуда, поэтому автомобилей здесь очень
мало - как у нас в эпоху развитого
социализма. Люди ходят не только по
тротуарам, но и прямо по дорогам.
В городе сейчас осталась одна шахта.
Уголь глубоко, добывать его невыгодно.
Большая часть населения города работает
вахтовым методом в соседнем Усинске.
Сами жители считают Инту "умирающим"
городом. Скорее всего это не так -
вокруг полно не только угля, но и
месторождений нефти и газа. Кстати музей
в городе очень интересный.
Поезд пришел по расписанию. Мои опасения
насчет билетов не подтвердились -
свободных мест было полно, хотя мы и
ехали на верхних полках. В это раз нам
не давал спать свет. В конце-концов мы
завесили полки одеялами и уснули.
Ухтинский таксист, петляя между жуткими
провалами в асфальте широченных улиц,
мигом домчал меня до стоянки, где я
оставил свое авто. Из ворот стоянки тут
же вышел здоровенный пес и, подталкивая
меня носом, повел в будку - вот это
охрана!
Ужасный участок дороги между Ухтой и
Сыктывкаром уже успели отремонтировать,
положив сверху неровный, но свежий
асфальт.
Питание в дороге все представляет
некоторую проблему, особенно если не
успел купить все заранее. Раннее утро в
Ухте не позволило сделать запасы и я
надеялся купить все необходимое по
дороге. Эти покупки всегда отнимают
много времени, поэтому я стараюсь найти
магазин покрупнее с хорошим
ассортиментом и сразу сделать все
покупки. Тут нам повезло - в одной из
деревень я наткнулся на настоящий
"деревенский супермаркет". В
непритязательном снаружи деревянном
доме, был оборудован современный магазин
самообслуживания - стандартное
оборудование, большой выбор продуктов...
В холодной витрине кучей молоко в
пакетах и творожные сырки. Ага, думаю,
вот и ужин - сырки с молоком и гречка на
молоке, долой тушенку. Купил три сырка,
два пакета молока, две большие бутыли с
водой. Однако дорога вода в
автопутешествиях!
Встали на ужин. Горелку разместил прямо
на задней полке в багажнике. Поставил
закипать молоко, приготовил гречку, стал
доставать сырки... Смутил какой то
странный запах из кастрюли, открываю,
ого - молоко то свернулось! Ваня
проверил срок годности молока - он вышел
неделю назад! Проверяем сырки - то же
самое, вот тебе и "деревенский
супермаркет". Ладно хоть вода оказалась
годной. Повыкинул молоко и сырки в
соседнее болото и сварил гречку с
тушенкой.
К ночи мы так и не смогли найти ни
одного съезда для ночевки - вокруг нет
полей, только леса и болота, поэтому я
решил ехать сколько смогу, а потом лечь
спать прямо в машине. Правда одну
попытку найти ночлег все же сделали -
уже в первом часу ночи, около города
Омутинск, увидели плакат, зазывающий в
гостиницу. Попробовали заехать в город и
найти ее. Да, Омутинск соответствует
своему названию - абсолютная темнота,
конечно не нашли ничего. Вернулись на
трассу и поехали дальше. Рома давно
уснул - в его распоряжении целый диван,
Ваня уснул тоже. А я, выехав на разбитую
дорогу между Омутинском и Афанасьево,
включил вторую передачу и предоставил
машине ехать самой со скоростью 10
километров в час. Ночью разбитые участки
преодолеваются как то спокойней и через
два часа я выехал на относительно ровный
асфальт. Найдя стоянку дальнобойщиков,
остановился у обочины и проспал четыре
часа - благо в этой машине место для
спанья немного больше.
Домой приехали в 6 вечера, чуть чуть не
побив прошлогодний рекорд длительности
путешествия. В этот раз оно заняло почти
19 дней.
|