Экспедиции Снаряжение О нас))) Штурм-3500 Контакты  

 

                             

Чусовая

2005

 

Щугер

2006

 

Конжак

2007

 

Манарага

2007

 

Маньпупунер

2008

 

Белуха

2009

 

СЕ канал

2010

 

Эльбрус

2010 

                             
                             

Приполярный Урал. Народа и Манарага

 

Трудно глядеть по сторонам

когда за спиной 46 килограмм

 

 

 
Часть 1 Часть 2 Часть 3

 

 

 

 

 

 

 

 

После сплава в прошлом году по Щугеру, который оставил массу интересных впечатлений, мы решили забраться еще дальше на север и посетить Приполярно-Уральский горный массив, который находится в пределах все того же заповедника Югыд-Ва. Пешком мы пока далеко уйти не можем, поэтому ограничили автономное путешествие 10 днями. За это время вполне можно нанести визит вершинам гор Народа и Манарага. Первая является королем Уральских гор, в вторая вроде как королевой. Сказано - сделано, докупили кое что из снаряжения, пополнили запасы газа, купили еду, билеты от Ухты до Инты, договорились о заброске с Приполярной автотранспортной компанией, загрузились в свою машину и 23 июля с утра выехали в Ухту по схеме Верхняя Пышма - Екатеринбург - Пермь - Афанасьево - Омутинск - Киров - Сыктывкар - Ухта. По сравнению с предыдущим годом оказалась отремонтирована дорога Екатеринбург - Пермь (осталась пара километров разбитой дороги), зато куда хуже стало на участке Афанасьево - Омутинск. Километров 20 разбито вдрызг, еще километров 70 яма на яме. На самом деле - ничего страшного там нет, просто надо иметь терпение проехать эти участки медленно. В первый день проехали 900 километров, ночевали в чистом (скошенном) поле возле скирды сена. Встали раным-рано и мимо спящих дальнобойщиков устремились дальше на север - по такой дороге надо было поспешать.

Сыктывкар проехали по объездной. Очень досаждали поперечные канавки на дороге между Сыктывкаром и Ухтой - участок километров 10, видимо асфальт был положен на бетонку. Пежо 307 отзывается на их переезд жуткими ударами задней подвески. Пару раз выходил смотреть не отпали ли колеса. Не отпали. В Ухту приехали в 6 вечера. Хотели покататься по городу, но быстро заблудились - Ухта город довольно большой и автомобилей здесь полно. Купили батарейки и чего то еще, нашли путь к вокзалу и поехали обедать за город. На вокзал прибыли за час до отправления поезда. Я уже начал беспокоится - надо было еще поставить машину на стоянку. Проблема решилась просто - за автомобилем такси на стоянку, потом на этом же такси обратно. Через 20 минут я снова был на вокзале. Стоянка в Ухте неплоха, охраняется надежно (расскажу позднее), машину оставлять безопасно.

Ухта - город, который строился с социалистическим размахом - широченные улицы, развязки в нескольких уровнях, вообще - красиво, но недостроено. Одна беда - асфальт в огромных ямах, между которых лавируют ухтинские таксисты. Правила, в отличии от нашего города, соблюдают, пешеходов любят.

Поезд пришел по расписанию, загрузились в вагон и сразу завалились спать - день был тяжелый, и следующий будет нелегким. За что я не люблю поезда, так это за микроклимат. Жуткая жара постепенно сменилась прохладой, а затем и холодом. Появился сквозняк. Я укрыл детей потеплее и уснул сам.

Проснулся в 6-30 по нашему (или в 4-30 Москвы - в Инте московское время), поднял детей, а тут как раз и Инта. У вагона нас уже встречал Виктор, здесь же стоял и его Урал. Закинули в будку рюкзаки, устроились сами и поехали. Ехать до базы Желанная часов 8 - 9. Рому скоро пересадили в кабину, в будке остались мы с Ваней. Трясет конечно жутко, практически пустой Урал почти не имеет никакой амортизации. Средняя скорость движения 10-20 км. в час. Пару раз останавливались отдыхать и пить чай. На базе Сана-Вож в машину села Елена Шубницина, которая предложила ехать не до Желанной, а километров за 6 свернуть налево и доехать до ур. Деля-Гладь, по которому затем выйти к озеру Малое Балбанты между горами Старик и Старуха, минуя заболоченный участок между озерами Большое и Малое Балбанты. Предложение было принято, однако до Деля -Гладь мы так и не доехали, заночевав на изумительно красивой реке Пелингичей.

С утра, Урал с Виктором за рулем, продемонстрировав чудеса проходимости, довез нас до начала тракторной дороги к озеру Малое Балбанты, где мы собственно и начали наше пешеходное путешествие.

 

 

При контрольном взвешивании моего рюкзака, стрелка весов остановилась на жуткой цифре 46 килограмм, при том что мой собственный вес никогда не превышал 67 кило. Ванин рюкзак так же был не мал - 27 килограмм. Ромин - 12 кг. Свой рюкзак я сам надеть был не в состоянии. Я, честно говоря, вообще не знал, куда мы сможем уйти с таким весом, но тем не менее решили дойти хотя бы до озера - около 9 километров.

Оказалось идти вполне можно, с горки - так милое дело, в горку - быстро устают ноги. При переходе речки Сюразьрусь пришлось применить заранее разработанную технологию неглубокого брода: я снимаю носки и портянки и босиком в сапогах перехожу реку, бросаю рюкзак, возвращаюсь и переношу Рому, потом бросаю через реку сапоги Ване, который в них переходит реку. Затем я сушу свои сапоги туалетной бумагой и т.д. В результате и ноги целы и волки сухи. Пока переходили реку не заметили налетевший дождь. Пришлось прятаться под тентом от палатки, там же и одеваться в непромокайки. Однако зря - дождь пролетел и снова выглянуло солнце. Мы быстро высохли и двинулись дальше.

Около озера м. Балбанты стоит стойбище оленеводов - Большой чум, нарты... Подошли два ханта: здравствуйте, откуда, куда, спирт есть? Спирта нет. Все как было 20 лет назад - так и осталось.

 

 

От чума оленеводов в нашу сторону побежал олененок, остановился метрах в тридцати, подождал и побежал по своим, оленьим, делам дальше в тундру.

 

 

Вечер, мы вышли в долину реки Балбанью. Далеко впереди видна вершина горы Карпинского (слева) и Народы (по центру). Здесь мы будем останавливаться на ночлег. прошли за день 9 километров, устали достаточно. Макароны с картошкой и тушенкой - заслуженное окончание первого дня. Надеемся погода завтра будет отличной!

 

 

Зря надеялись на погоду. Три дня шел дождь, дул шквальный ветер, грозя снести в озеро нашу палатку. Но мы не унывали. Против ветра - стенку из камней, против дождя - компот из кураги, против скуки - преферанс. Жалко Рома не нашел дома походные шахматы. Живем припеваючи. Ловим рыбу в озере - не ловится. Едим морошку и голубику. Я залез на гору Старуха с разбега так сказать - устал ужасно, взмок весь. Потом оказалось что набрал почти 600 метров минут за сорок - ничего себе разбег. С верху Старухи видны сети, которые ставят в озере Малые Балбанты оленеводы. Сети полны рыбы - это видно по дергающимся и тонущим поплавкам сетей. А я сколько не бросал спиннинг, ничего не поймал.

Несколько настораживает количество туристов - за три дня мимо палатки прошло около шести групп, в одной из которых было 18 человек. Впрочем все они далеко не уходят - встают пережидать непогоду чуть дальше по долине. Нет смысла вылезать из палатки в такой дождь - неизвестно когда сможем высушится. Время уходит и я вижу все меньше возможностей дойти до Манараги.

Кстати к нам пришла собака оленеводов. Они своих собак похоже вообще не кормят - она начисто вылизала все банки из под тушенки и съела две печененки.

 

 

Наконец то! К вечеру третьего дня небесные резервуары опустошились. Дождь кончился, над долиной Балбанью появилось голубое небо. Горы пока закрыты, но будем надеяться на лучшее!

 

 

Быстро допиваем надоевший компот...

 

 

Устраиваем генеральную сушку снаряжения...

 

 

Сворачиваем лагерь и уходим, оставив каменную стенку, как памятник своему долготерпению. С утра светит солнце, довольно свежо, настроение бодрое, предполагаем дойти до горы Балбан, посмотреть ледник Балбан и поставить лагерь у озера с отметкой 1133 м.

 

 

День прекрасный, тракторная дорога натоптана тысячами сапог и превращена в тропу. Идем минут по двадцать, отдыхаем по десять. Напали на большую поляну очень спелой морошки, крупной, сладкой - наелись, так, что больше не входит, хорошо. Дорога идет на другой берег Балбанью, широкий брод по "каменной реке" вода течет между камней. На другом берегу реки будем обедать.

 

 

Ваня с Ромой научились ставить палатку ровно за 2 минуты. Я в то время достаю горелку и кастрюлю, набираю воду. Раз, два, три и обед уже варится. Рацион наш не отличается разнообразием - с утра каша (рис, овсянка, манка), в обед гречка с тушенкой, ужин как обычно состоит из супа с макаронами, картошкой и тушенкой. К чаю у нас в это раз по две печененки и одной конфете. Жалко, что конфет мало, но больше было не унести.

 

 

В долине Балбанью растут носки! На самом деле это я постирал носки, надеясь, что солнце успеет их высушить. Балдеем на солнышке после обеда. Кстати комаров не много, а мошки так и вовсе нет. Я то думал их тут тучи.

 

 

Остатки вездехода недалеко от взорванной штольни на левом берегу реки Балбанью. Остальные части, включая двигатель, валяются в радиусе 200 метров. Что нам стоит собрать, завезти и поехать? Много такой техники валяется на склонах Уральских гор, как напоминание о их активном промышленном исследовании в середине прошлого века.

 

 

Рома говорит "Чик-чирик", это он научился у нашего попугая Тарзана. Если "Чик-чирик" значит настроение хорошее. После обеда был план дойти до озера 1133, но похоже этого нам не сделать, слишком далеко. А пока идем вдоль реки, оставляя слева вершину Карпинского.

 

 

 

Гладкая, практически вертикальная стенка на горе Карпинского - пласты осадочных пород стоят вертикально. Очень красиво. Весь Урал представляет собой жуткую смесь из магматических, осадочных, в различной степени метаморфизованных пород. Иногда попадаются занятные образцы! Горы в истоках реки Балбанью исключительно красивы. Небо все голубее.

Дошли почти до ледника Балбан и решили встать на ночлег. Я накормил детей и решил сходить к леднику и озеру. К сожалению оказалось что ледник растаял, оставив в каре красивое озеро, а до озера 1133 оказалось не близко! Однако дошел и даже несколько раз бросил блесну - безрезультатно. В палатку вернулся ближе к часу ночи.

С утра решил экономить газ - наломал сухих веток с карликовой березки и вскипятил воду, а доваривать кашу поставил уже на газу. очень удобно и сокращает расход газа раза в четыре. С утра погода не просто хорошая, а прекрасная. на небе ни облачка!

 

 

План на сегодня - дойти до озера 1133 и нанести визит вершине г. Народа. Погода - вполне подходящая. Немного беспокоился за набор высоты с рюкзаками. Однако идется вполне подходяще... если не смотреть по сторонам.

 

 

Никогда не думал, что придется носить палатку на внешней подвеске. Дней через пять окончательно привыкну.

 

 

Здесь когда-то лежал ледник Балбан, а теперь остались лишь снежники по краям кара и озеро с голубой водой. Вода во всех горных озерах Приполярного Урала удивительно голубая, даже не голубая я цвета морской волны. Может быть Урал вспоминает свое океанское прошлое? Кстати высота стенки здесь 460 метров. Далеко впереди видна синяя точка - это кто-то из туристов поставил палатку прямо на берегу озера.

 

 

Быстро, но капитально организовав базовый лагерь на берегу озера 1133, мы вышли на штурм вершины Народы. До нее примерно 6 километров пологого подъема с набором высоты примерно 800 метров. В активе у нас по большой тарелке манной каши, в пассиве - два километра подъема с грузом до озера.

 

 

Небольшой подъем и мы видим озеро сверху - вода яркого цвета морской волны - изумительно красиво. Прямо за озером перевальчик в соседний кар, который туристы называют Кар-кар.

 

 

Самая высокая точка - это вершина Народы. Заходить на нее лучше справа, хотя кому как нравится. На снежнике впереди странные геометрические фигуры - полукруги. Как они образовались - мы придумать не смогли.

 

 

Плато ровное как стол. Очень удобно идти. А до вершины то не близко.

 

 

С камешка на камешек

 

 

Курум, вытаявший из под снежников. В данном случае это прокварцованные песчаники - почти белые породы с ясно видимой слоистостью. Даже такие неприхотливые растения, как лишайники не способны селится на камнях почти круглый год скрытых под снегом.

 

 

А мы идем все дальше и дальше, выше и выше.

 

 

Часть 1 Часть 2 Часть 3

 

 

 

 Тел.: 8-922-21-02-130   E-mail: iglss@yandex.ru

Hosted by uCoz